«Дифференцированный подход в воспитании
мальчиков и девочек»
• Никогда не забывайте, что
перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями
восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо
по-разному. Но обязательно очень любить.
• Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в
пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно
старше ровесников-мальчиков.
• Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат,
осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное
— по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно,
не так, как мы — взрослые.
• Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а
мужчина — девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать
себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.
• Не переусердствуйте,
требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
• Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в
школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности.
Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл
принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
• С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы,
разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем,
девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по
заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать
типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений
незнакомых, нетиповых заданий.
• He
забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
• Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную
чувствительность и тревожность мальчиков.
• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое
отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее
ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
• Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к.
он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит
слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
• Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины
или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого
«эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются
интеллектуально (снижение активности левого
«рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но
и безнравственно.
• Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько
научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не
потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного,
непонятного.
• Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно
научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха
перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу,
желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
• Для мальчиков очень важно, что
конкретно оценивается в
их деятельности, для девочек — кто
их оценивает и как. То
есть мальчиков интересует суть оценки (какой момент их деятельности
оценивается), а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со
взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление.
• Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на
положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют избирательно и только
на значимые для них оценки.
• На значимую негативную оценку «плохо слушал» только у мальчиков
избирательно активируются именно слуховые отделы коры, а на оценку «плохо
выполнял» — моторные. Когда
мы оцениваем деятельность мальчика, он вновь переживает те фрагменты
деятельности, которые оцениваются. Тогда становится
понятным, почему мальчики могут и не реагировать на оценку: «я тобой не
доволен». Она не имеет для него смысла. Мальчик обязательно должен знать, чем вы недовольны и как
бы вновь «проиграть» в мозгу свои действия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий