«Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек»

  Никогда не забывайте, что перед вами не про­сто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им осо­бенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспи­тывать, обучать и даже лю­бить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

• Никогда не сравнивайте мальчиков и дево­чек, не ставьте одних в при­мер другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

• Не забывайте, что мальчики и девочки по-раз­ному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируют­ся в нем, а главное — по-раз­ному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы — взрослые.

• Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а муж­чина — девочек), ей мало пригодится собственный дет­ский опыт и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.

• Не  переусердствуйте, требуя от мальчиков ак­куратности и тщательности выполнения вашего задания.

• Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них мо­мент поиска, требующий со­образительности. Не надо за­ранее рассказывать и показы­вать, что и как делать. Следу­ет  подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

• С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения зада­ния, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе ре­шать типовые задачи, как учили на уроке), подталки­вать к поиску собственных решений незнакомых, нети­повых заданий.

He забывайте не только рассказывать, но и по­казывать. Особенно это важно для мальчиков.

• Помните, что мы часто недооцениваем эмоцио­нальную чувствительность и тревожность мальчиков.

• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отноше­ние к ней — бурная эмоцио­нальная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

• Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
• Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным пово­дам из-за усталости (истоще­ние правого «эмоционально­го» полушария мозга). Маль­чики в этом случае истоща­ются интеллектуально (сни­жение активности  левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

• Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел на­учиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестно­го, непонятного.

• Ребенок не должен панически бояться оши­биться. Невозможно научить­ся чему-то, не ошибаясь. Ста­райтесь не выработать у ре­бенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой со­ветчик. Оно подавляет ини­циативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

• Для маль­чиков очень важно, что конкретно оценивается в их дея­тельности, для девочек — кто их оценивает и как. То есть мальчиков интересует суть оценки (какой момент их дея­тельности оценивается), а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление.

Девочки очень эмоционально реагируют на все оцен­ки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки.

• На значимую негативную оценку «плохо слушал» толь­ко у мальчиков избирательно активируются именно слухо­вые отделы коры, а на оценку «плохо выполнял» — мотор­ные. Когда мы оцениваем деятельность мальчика, он вновь пережива­ет те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Тогда становится понятным, почему мальчики могут и не реагировать на оценку: «я тобой не доволен». Она не имеет для него смысла. Мальчик обязательно должен знать, чем вы недовольны и как бы вновь «проиграть» в мозгу свои действия.







Комментариев нет:

Отправить комментарий