«Упражнения и игры для
развития мелкой моторики детей»
1.Резиновая
груша
(продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается
струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже
поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей
первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки —
пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.
2.Разминание
пластилина
Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это
очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный
отечественный пластилин гораздо полезнее чем мягкий импортный.
3.Игра
с изюмом
– всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи.
Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите,
как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и
указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на
расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей
семьей! Радость гарантирована!
4.Нанизывание
колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук).
Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом
собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают
последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по
сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину
колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно,
то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
5.Упражнения
с бумагой:
1)
мять
– развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в
корзину с расстояния),
2)
рвать
(развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в
разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и
делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.
Важные советы:
- Предлагая малышу бумагу для этого
упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны
сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш
поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще
что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.
- Не давайте
рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А
это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска
вовсе не полезна для маленьких детей.
- Можно давать
для этого упражнения старые рулоны обоев.
3)
делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на
полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке
в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)
4)
делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте
картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые
наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые –
осеннюю листву деревьев.
6.
Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие
камушки). Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно
помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по
полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А
потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.
7.
Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы малыш это делал
либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть
захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные
пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ
выполнения этого упражнения.
Перемешайте в
одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или
пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по
цвету ( если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала
малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание
усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп
(например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в
четвертую, ракушки в пятую).
Сортировка
происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок —
фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.
Или одна кукла
любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.
Сортировка
мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
8.
Пересыпание.
Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной
посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используйте
разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью
воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке
разные мелкие игрушки.
9.
Использование столовых приборов – ложки, вилки. Умение самостоятельно
есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая
развития малыша и развития мелкой моторики.
10.
Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?»
Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его
снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша
заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки.
Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.
11.
Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно
опускать фасоль, камешки, шарики.
Чтобы это упражнение было
результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:
- Захватывать
мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) –
просто покажите, как Вы захватываете предмет.
- Придерживать
бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно
следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!
- В конце закройте
бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
12. Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные
конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также
очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.
13.
Наматывание.
Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание.
Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.
14.
Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Очень хорошую
идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги
этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым
корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые нанизывают
на шнурок.
Можно нанизывать
и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или
соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.
15.
Перелистывать страницы книги по одной. Это упражнение доступно ребенку
с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.
Покажите малышу
книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти,
нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть
приподняв страничку.
16.
Игры – шнуровки
(пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки).
Но эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у
которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в
игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться
шнуровать.
17.
Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички,
расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и
надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.
Хотя чаще всего
в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с
помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше
малыш тренируется делать это в жизни в
быту.
На одежде малыша
должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть
застежку на коврике или другом человеке,
чем на себе.
Ситуация, когда
у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только
липучки, приводит к тому что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии
одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать
шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и
зависимость от взрослого прямо влияет и
на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.
Уже в раннем
возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера,
надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки,
просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки,
пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень
большой вклад.
18.
Волчки.
Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже
после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте
любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также
полезно и заводить ключиком заводные игрушки.
19.
Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки) Чтобы было
интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и
сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?
20.
Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.
21.
Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому
полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по
спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Скажите
малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!».
Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в
последующих играх).
22.
Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по
столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными
ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец
карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий