КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПОЧЕМУ
ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ?»
В
отличие от нынешней действительности в прошлом столетии у детей не было вокруг
них больших искушений. Телевизор и компьютер, Интернет являются наиболее
распространёнными отвлекающими компонентами. Это первые «враги» чтения,
особенно для малышей. Потому что они вызывают привыкание, нездоровую
зависимость для физического или психического развития детей.
С
другой стороны, следует воспользоваться привлечением этих двух «врагов» на свою
сторону. Дети любят смотреть сказки о Белоснежке, Золушке, Маше и Медведе,
которые всегда были любимцами детей. Во время просмотра фильма расскажите детям
о книгах с другими знаменитыми историями. Есть такие комиксы, вдохновлённые
известными мультфильмами. Так дети сопоставят изображения на экране и текстом в
журнале и книге.
Во
всех своих попытках, вех усилиях заинтересовать детей чтением должны оставаться
спокойными, улыбаться, словом, проявлять радость от чтения книг и журналов.
Никогда
насильно не заставляйте ребёнка читать, иначе вызовите реакцию отторжения.
Чтение для детей должно ассоциироваться с весёлым интересным времяпровождением.
Книги, журналы – входом в увлекательный мир чтения.
Наши
дети читают всё меньше и меньше. Эта печальная реальность, должна заставить нас
родителей задуматься и, попытаться как-то изменить такое положение вещей.
Чтение
– это многогранный мир, который обогащает наши души и ума. Читая, наши дети
познают окружающий мир. Чтение формирует у детей мышление, учит их выражать
свои мысли чётко и ясно.
Чтение
для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью. Было бы
идеально, чтобы родители с самого раннего возраста своих чад находили время
каждый читать им сказки, потешки,
стихотворения детских писателей.
Чтение
книг создаёт единение родителей с ребёнком. Ласковый, мелодичный, спокойный тон
родителей, читающих книгу, успокаивает малыша, учит слушать, понимать речь, а
красивые иллюстрации в книгах с детства развивают вкус к красоте и искусству.
Чтение
– «диалог» между родителями и детьми, потому что малыш, услышав напевные слова,
отвечает, двигая руками и ногами, эти движения указывают на заинтересованность
к чтению и хорошее настроение.
Когда
ребёнок подрастёт, у него должны появиться книги о птицах, животных, детях
своей эпохи, с которыми он мог бы себя отожествлять.
Важно,
чтобы книга для чтения была выбрана по взаимному согласию, чтобы ваш ребёнок
мог почувствовать себя вовлечённым в процесс чтения, и слушал чтение книги с
удовольствием.
Во
время чтения, родители и дети могут начать обсуждение новых слов, ситуаций,
встретившихся в книге. Если эти аспекты перенести на свой или ребёнка опыт, то
это заинтригует и дальнейшее чтение будет более интересно для малыша. В конце
чтения, можно обсудить впечатления, извлечённые уроки и новую информацию,
совместно с ребёнком нарисовать, слепить из пластилина понравившихся героев или
продолжение прочитанной истории.
Так
родители не только прививают навык любви к чтению, но и учат детей правильному
поведению в той или иной ситуации, развивают логическое мышление, воображение,
творчество детей.
Главное
– ребёнок будет рядом с мамой и папой, а это в наше время так необходимо
малышу.
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЁНКА ЧТЕНИЕМ?
Родители
считаются образцом поведения для детей, поэтому очень важно для них ваш личный
пример. Дети должны видеть вас читающими. В читающей семье дети будут читать.
·
Можно начать с
чтения газет вслух, комментируя прочитанное, ребёнок может принять участие в
разговоре о том, что происходит вокруг него в мире. Ребёнок мал, но он личность
и у него есть своё мнение, не забывайте об этом;
·
Когда вы ходите
по магазинам, вы должны читать ярлыки и инструкции вместе с ребёнком на
продукты, вещи, которые покупаете, даже спросить его мнение. Это правило
вырабатывает хорошую привычку у ребёнка – он будет чувствовать себя важным и
ответственным, а также ребёнок совершенствует разговорную речь.
·
Выбирайте
тщательно, с учётом возраста, различные издания книг и журналов для детей.
Хорошо начинать с журналов, в которых много иллюстраций, красочных фотографий,
а герои известны, возможно, они из популярных мультфильмов. Позже ваш ребёнок
будет читать этот журнал, быстро и легко идентифицировать себя с персонажами и
содержанием рубрик журнала. Хорошо известны следующие детские журналы: «Смешарики»,
«Лунтик», «Винни и его друзья», «Весёлые картинки», «Солнышко» и т.д.
·
Важно знать
увлечения, предпочтения своего ребёнка. Наблюдайте за его увлечениями, чтобы
поощрить его, увеличить его базу знаний в областях, которые привлекают ребёнка.
Помогите ему создать коллекции журналов, брошюр и других материалов в
интересующих его предпочтениях. Ваш ребёнок позже пойдёт в книжные магазины или
библиотеки, искать новую информацию.
·
Мы взрослые
можем привлечь больше детей, соседей и друзей в обсуждение прочитанных книг.
Дети очень чувствительны к увлечениям своих друзей, интересы детей
«заразительны», и с течением времени, между ними будет происходить бурный обмен
книгами, журналами.
·
Неоценимую
помощь в увлечении чтением могут оказать бабушки и дедушки. Дети будут слушать,
затаив дыхание их истории, истории о приключениях знаменитых героев, созданных
известными писателями. Такие писатели, как Джек Лондон, Марк Твен, Пушкин,
Вальтер Скот, Александр Дюма и другие классики мировой литературы навсегда
остаются в памяти. Истрии из книг этих писателей вызовут интерес детей, и они
сами захотят прочитать продолжения этих книг.
СОВЕТЫ
РОДИТЕЛЯМ
«ДЕСЯТЬ
«ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ»
1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребёнка и увеличивается его словарный запас. Книга учит
маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из
книг ребёнок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира.
Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ
ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет
КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребёнок узнаёт о
других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всём.
Что его интересует.
5. Книги помогают ребёнку ПОЗНАТЬ
САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что
другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ
ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох,
и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и
избавляются от предрассудков.
7. Хорошую детскую книжку можно читать ребёнку вслух.
Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ
ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости,
доверительности. Книга объединяет поколения.
8. Книги – ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ
в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о
добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить
в положение других людей.
9. Книги придают СИЛЫ И
ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых
смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают
выход из трудного положения.
10.
Чтение – самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ занятие для интеллектуального и
эмоционально-психического развития ребёнка. Книгу можно брать с собой куда
угодно. Её можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ
Люди
перестают мыслить,
когда они
перестают читать.
Д.Дидро
Если родители
всерьёз обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребёнка к чтению,
им могут пригодиться совета американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые
из них:
·
Наслаждайтесь
чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию;
·
Пусть дети
видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте
отрывки, делитесь прочитанным и т.п.;
·
Показывайте, что
вы цените чтение: покупайте книги, дарите им сами и получайте в качестве
подарков;
·
Пусть дети сами
выбирают книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине);
·
На видном месте
дома повесьте список, где будет отражён прогресс ребёнка в чтении (сколько книг
прочитано, и за какой срок);
·
Выделите в доме
специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.);
·
В доме должна
быть детская библиотечка;
·
Собирайте книги
на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги
о динозаврах или космических путешествиях);
·
Предложите детям
до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм;
·
По очереди
читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо
того, чтобы смотреть телевизор;
·
Поощряйте дружбу
ребёнка с детьми, которые любят читать;
·
Разгадывайте с
детьми кроссворды и дарите их им;
·
Поощряйте чтение
детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в
себе;
·
Почаще
спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают;
·
Поощряйте чтение
любых материалов периодической печати: гороскопов, комиксов, обзоров
телесериалов – пусть дети читают всё что угодно!;
·
Детям лучше
читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется
ощущение законченности и удовлетворения;
·
Пусть дети
каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий