Консультация для родителей
"Развитие речи младшего дошкольного возраста"
Своевременное и полноценное
формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального
развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с
обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об
окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря
происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте
обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели,
животных, игрушек.
Расширяя словарь,
следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы
ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать,
выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь
существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к
высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
Развивая связную речь, следует учить детей:
•
Понимать
разнообразные вопросы и отвечать на них;
•
Задавать вопросы;
•
Активно
включаться в разговор;
•
Объяснять
содержание картины, ситуации;
•
Рассказывать о
предметах, игрушках, событиях. Узнавание
действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка,
плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка
плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует,
придумает окончание истории.
Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти
о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к
воспоминаниям и рассказам о каких-то
интересных событиях.
Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не
только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать
стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и
предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли.
Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом
возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка
понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников,
сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно
обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя
делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить,
помочь (например, кукла заболела, зайка грустный…).
Грамматический строй речи заключается в:
•
развитии умения
согласовывать слова в предложении;
•
употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
•
употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
•
«Один – много»:
матрёшка-матрёшки, машина-машины.
•
«Назови
детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
•
«Добавь слово»:
дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…(стульчик).
Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается
с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но
не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение
звуков, родителям нужно уже сейчас:
•
развивать речевой
аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например:
«Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок
выглядывает, нет ли дождика»);
•
поощрять
звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка»,
«Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
•
упражнять в
правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье).
Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку
качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь
Мишутка».
•
развивать
фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
•
развивать речевое
дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном
дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»…).
•
развивать речь и
мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой
моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений
пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору
головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки
коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при
выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а
значит, и мышления.
И помните,
что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит
правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное
творчество.
"Разные
вопросы"
Цель:
усвоение грамматических основ русского языка
Для этой игры Вам понадобится мяч или мягкая
игрушка. Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом:
Где растут листья? (На ветке).
Где растут ветки? (На дереве).
Где растут деревья? (В лесу).
Задание можно усложнить. Вы, сидя на полу, перекатываете мяч по полу ногами. При этом нельзя помогать себе руками.
Где растут листья? (На ветке).
Где растут ветки? (На дереве).
Где растут деревья? (В лесу).
Задание можно усложнить. Вы, сидя на полу, перекатываете мяч по полу ногами. При этом нельзя помогать себе руками.
"Чудесная
коробка"
Цель:
развитие внимания, памяти, навыков классификации предметов, освоение правильного
употребления родовых местоимений.
Нам понадобится любая вместительная коробка.
Конечно, было бы просто замечательно обернуть её красивой бумагой, или просто
раскрасить. Тем самым мы изначально заинтересуем ребенка. Кладём в неё самые
разные предметы, но не более четырёх. Теперь можно звать малыша.
"Посмотри, какая красивая коробка! Давай заглянем, что в ней лежит?" Достаём
предметы по одному, кратко описывая: "Смотри. Это мяч, он круглый и синий.
А вот кукла. У неё нарядное платье и жёлтый бант. Ой! А это сладкое, вишнёвое
варенье".
После просмотра всех вещей, сложите их
обратно. А теперь предложите ребёнку отгадать по Вашему описанию, какой предмет
вы хотите достать из коробки. "Она в нарядном платье и с жёлтым бантом. Он
круглый и синий. Оно сладкое и вишневое".
После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите малыша забрать только игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и варенье, обратите на это внимание ребенка. Необходимо объяснить, что с игрушками мы играем, а варенье это еда и играть с ним нельзя.
После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите малыша забрать только игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и варенье, обратите на это внимание ребенка. Необходимо объяснить, что с игрушками мы играем, а варенье это еда и играть с ним нельзя.
"Прятки-догадки"
Цель:
развитие внимания, пространственной ориентировки, закрепление предлогов В, НА,
ПОД.
Предложите Вашему малышу поиграть в
"прятки-догадки". "Я расскажу тебе историю про одного мальчика
(девочку), а ты постарайся выполнить всё, о чём я буду говорить".
"Жил-был мальчик (девочка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал мальчик думал и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет её мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела - там его нет. А может быть он под стулом? И там нет. А, вот он где - под столом!"
Далее вы рассказываете, как мальчик залез на стул, притаился в шкафу и т.д.
"Жил-был мальчик (девочка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал мальчик думал и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет её мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела - там его нет. А может быть он под стулом? И там нет. А, вот он где - под столом!"
Далее вы рассказываете, как мальчик залез на стул, притаился в шкафу и т.д.
"Угадай-ка"
Цель:
развитие речи и логического мышления, навыков классификации предметов, расширение
словарного запаса.
Спрячьте игрушку или картинку с изображением
котёнка. "Угадай, кто к нам пришёл в гости? Его мама - кошка, а папа - кот".
Так же обыгрываем других гостей домашних или диких животных.
После того, как все гости соберутся, нужно уточнить, что в гости к нам пришли домашние (дикие) животные.
После того, как все гости соберутся, нужно уточнить, что в гости к нам пришли домашние (дикие) животные.
"К
нам пришло письмо"
Цель:
развитие связной речи, воображения.
Напишите Вашему малышу письмо от имени его
любимого сказочного героя или игрушки. Запакуйте в конверт и тожественно вручите
ребенку.
Прочтите письмо и предложите вместе сочинить ответ. Придумайте тему послания. "Давай напишем, какие у тебя разные игрушки. И как ты с ними умеешь играть". Внимательно рассмотрите те игрушки, о которых будете писать (не более трёх), обговорить, как с ними можно играть.
После этого запишите рассказ ребенка, проговаривая то, что пишите.
Прочтите письмо и предложите вместе сочинить ответ. Придумайте тему послания. "Давай напишем, какие у тебя разные игрушки. И как ты с ними умеешь играть". Внимательно рассмотрите те игрушки, о которых будете писать (не более трёх), обговорить, как с ними можно играть.
После этого запишите рассказ ребенка, проговаривая то, что пишите.
"Путаница"
Цель:
развитие речи, внимания, логического мышления.
"Давай, поиграем в путаницу. Я буду
читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".
Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста:
Знает это ребёнок любой -
У апельсина цвет ... голубой.
Корова мычит,
Поросёнок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака ... мяукает.
Как на нашей улице
Крякали две ... курицы.
Известно каждому ребенку -
Корова - мама жеребёнка.
Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста:
Знает это ребёнок любой -
У апельсина цвет ... голубой.
Корова мычит,
Поросёнок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака ... мяукает.
Как на нашей улице
Крякали две ... курицы.
Известно каждому ребенку -
Корова - мама жеребёнка.
Цель: познакомить ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает
сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,
сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…
Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и т.д.
Затем меняйтесь ролями.
Вы начинаете:
"Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает.
Или:
"Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…
Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.
"Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает.
Или:
"Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…
Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.
Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый
начинает, ребенок продолжает и наоборот.
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Чайник - свистит, кипит,…"
"Машина - едет, гудит, светит,…"
"Снег - идет, тает,…"
"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик - прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и дождь выпадают на землю.
И снег, и лед - тают.
Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"
"Едет - машина, поезд, велосипед, …"
"Тает - мороженое, лед, …"
Или задания, имеющие только один ответ:
"Кто чинит сапоги?"
"Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях.
"Кто хоботом пьет воду?"
"Носит грибы на иголках?" и т.д.
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Чайник - свистит, кипит,…"
"Машина - едет, гудит, светит,…"
"Снег - идет, тает,…"
"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик - прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и дождь выпадают на землю.
И снег, и лед - тают.
Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"
"Едет - машина, поезд, велосипед, …"
"Тает - мороженое, лед, …"
Или задания, имеющие только один ответ:
"Кто чинит сапоги?"
"Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях.
"Кто хоботом пьет воду?"
"Носит грибы на иголках?" и т.д.
Сначала
можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам
своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И т.д.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом "отправиться" в путешествие.
Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И т.д.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом "отправиться" в путешествие.
Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…
Что внутри?
Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
дом - стол,
шкаф - свитер,
холодильник - кефир,
тумбочка - книжка,
пузырек - лекарство,
кастрюля - суп,
дупло - белка,
улей - пчелы,
нора - лиса,
автобус - пассажиры,
корабль - матросы,
больница - врачи,
магазин - покупатели.
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)
Взрослый ставит задачу:
"Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал."
Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.
Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.
"Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал."
Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.
Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.
Один - много…
Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.
"Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - …." И т.д.
Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …"
Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.
Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет:
"Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…" (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)
Можно и наоборот:
"Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…" и т.д. до одного или пока не собьется.
Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий