Консультация
для родителей
«Какие игрушки необходимы детям».
Развитие богатого
эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку
выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать
себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные
куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой,
малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д.
Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок
способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо.
Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может
быть и семья зверюшек), кукольный домик,
мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские
принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска,
счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие
"выплеснуть" агрессию.
Солдатики, ружья, мячи,
надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики
для метания и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии
и самовыражения.
Кубики, матрёшки,
пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или
открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки
ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Для двухлетних детей очень хороши игрушки в виде большого разноцветного мяча, который не закатывается под мебель, 7-ми, 8-ми составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, т. к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у ребенка будет свое игровое место в квартире, а у игрушек свой домик.
К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослым, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигурка – игрушка. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», «в магазин», «в доктора», « детский сад» и т. д. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.) Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.
К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т. к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывает интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу – трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки – подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любым людям. Поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому- то подарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительны-ми материалами, нитками и пуговицами. Ребенок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
В дальнейшем ребенок сам сделает « инвентаризацию» своих игрушек. Никогда не заставляйте ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, детским домам.
В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им все больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мяча, скакалок, черепков, ножичков и т. п. В играх ребенок учится выигрывать и проигрывать, подчиняться правилам, признавать выигрыш другого ребенка, общаться и работать совместно со взрослыми и сверстниками.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что ребенок долго не берет в руки какую-то игрушку, значит она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время, ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес.
И еще один совет. Не водите ребенка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слез и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребенок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны! Только, когда вы сами готовы подарить ребенку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник!
Есть поговорка «Нельзя всю жизнь в игрушки играть». Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в Дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения!
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Для двухлетних детей очень хороши игрушки в виде большого разноцветного мяча, который не закатывается под мебель, 7-ми, 8-ми составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, т. к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у ребенка будет свое игровое место в квартире, а у игрушек свой домик.
К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослым, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигурка – игрушка. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», «в магазин», «в доктора», « детский сад» и т. д. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.) Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.
К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т. к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывает интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу – трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки – подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любым людям. Поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому- то подарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительны-ми материалами, нитками и пуговицами. Ребенок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
В дальнейшем ребенок сам сделает « инвентаризацию» своих игрушек. Никогда не заставляйте ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, детским домам.
В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им все больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мяча, скакалок, черепков, ножичков и т. п. В играх ребенок учится выигрывать и проигрывать, подчиняться правилам, признавать выигрыш другого ребенка, общаться и работать совместно со взрослыми и сверстниками.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что ребенок долго не берет в руки какую-то игрушку, значит она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время, ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес.
И еще один совет. Не водите ребенка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слез и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребенок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны! Только, когда вы сами готовы подарить ребенку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник!
Есть поговорка «Нельзя всю жизнь в игрушки играть». Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в Дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения!
«О
ЧЁМ ГОВОРЯТ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ ВАШЕГО РЕБЁНКА»
Хотите
узнать, кем станет ваш малыш?
Присмотритесь
к его любимым игрушкам. Игрушка для малыша не просто забава, это уменьшённая
модель окружающего мира.
Играя,
ребёнок учится действовать, мыслить и выстраивать свои отношения с другими
людьми.
Поэтому
игрушечные предпочтения позволяют не только лучше узнать его характер, но и
заглянуть в будущее.
КОНСТРУКТОР
Дети,
которые предпочитают возиться с конструктором – упорны, усидчивы и терпеливы.
Конструирование развивает логику, учит концентрировать внимание, приучает к
самостоятельности. Ребёнок, с наслаждением возводящий сооружение из
конструктора, как правило, любит точные науки. Это будущие математики,
программисты, системные администраторы или архитекторы.
СОЛДАТИКИ
Солдатики
– любимая игрушка многих мальчиков. Игра в солдатики способствует развитию
полноценной личности, ведь это не просто игра, а целая игрушечная армия,
которая требует стратегии, иерархии,
вырабатывает интерес к детям и учит смотреть во все стороны.
Игру
в солдатики любят дети с задатками лидеров и кем они станут в будущем трудно
сказать, но на «вторых» ролях ваш малыш точно не останется.
МАШИНКИ
В
машинки играют дети, которые хотят быстрее повзрослеть, копируют поведение
взрослых, особенно мужчин.
Для
малышей водители – это сильные и интересные люди, которые могут играючи
управлять большими железными машинами. Машинки, конечно, не интеллектуальная
игра, так как не дают простора для творчества, поэтому подобное времяпровождение
носит часто манипулятивный характер.
Дети,
предпочитающие машинки, редко добиваются больших высот в жизни.
Для
того, чтобы развить или привить малышу другие способности, переключите его на
другие игрушки.
МЯГКИЕ ИГРУШКИ
Детская,
заполненная мягкими игрушками, характеризует общительного малыша, для которого
общение с другими людьми интереснее, чем предметы или явления.
Игрушки,
как правило, «очеловечивают» - их кормят, укладывают спать.
К
тому же мягкая игрушка – идеальный друг: добрый и отзывчивый, который всегда
ведёт себя правильно.
Мягкие
игрушки обожают будущие гуманитарии – филологи, журналисты, работники
социальной сферы.
ДИНОЗАВРЫ
Вымершими
монстрами обычно интересуются дети уже в более старшем возрасте. Интерес, как
правило, появляется после школьных уроков или посещения музея. Такие дети
смышлёные и любознательные, они схватывают всё на лету. Малыши начинают
систематизировать полученные данные – смотреть фильмы о динозаврах, читать о
них книги и вырезать из журналов их изображения.
Перед
вами – будущий исследователь. Скорее всего, сфера его интересов – естественные науки
(биология, химия, физика).
КУКЛЫ ДЛЯ МАЛЬЧИКА, МАШИНКИ ДЛЯ ДЕВОЧКИ
Если
такое увлечение было не долгим, можно не рассматривать его как системное.
Если
же вы наблюдаете, постоянный интерес малыша к игрушкам противоположного пола,
такое поведение действительно настораживает.
Обычно
мальчики грает в куклы в двух случаях: когда растёт в неполной семье или с
трудом находит общий язык со сверстниками. Такого ребёнка не лишне показать
психологу.
Противоположный
случай – девочка, с увлечением играющая в машинки, - встречается реже. Обычно
это говорит о порывистости, импульсивности и переизбытке энергии, которую
нельзя выплеснуть в спокойных играх.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«УГОЛОК
ИГРУШЕК ДОМА»
В
каждом доме, где есть ребёнок, непременно есть игрушки. Им должно быть выделено
место. Лучше, конечно, если у ребёнка есть свой уголок для игр и занятий. Этот
уголок обычно располагается в самом солнечном и светлом месте комнаты.
Прежде
всего, необходимы стул и стол, соответствующие росту ребёнка. Можно поместить
над столом одну-две полки или навесной шкафчик, откуда малышу будет удобнее
достать необходимое.
Настенный
шкафчик можно заменить небольшим шкафом рядом со столом. Его можно поставить
так, чтобы он отгородил уголок ребёнка от общей комнаты, сделал его более
уютным. Может быть, и ящик для игрушек, но обязательно разделённый на несколько
отделений.
Пусть
ребёнок знает, где лежит каждая игрушка или настольная игра. Хорошо, если механические
игрушки будут помещены отдельно – от них обязательно следует отделить
настольные игры и книги. Конструкторы и строительные материалы можно разместить вместе с
инструментами и различными материалами для работ.
Образные
игрушки можно хранить и в шкафу. Но ещё лучше. Если они расположатся в
привычном для их владельца порядке где-нибудь на полу. Здесь можно расставить
кукольную мебель, расположение которой будет меняться по ходу игр, устроить
кукольную кухню, детский сад, поликлинику, гараж, всё это будет зависеть от
настроения и фантазии играющего ребёнка – важно лишь, чтобы не было хаоса.
Родителям
придётся проверять время от времени, всё ли в порядке в уголке, но именно в том
порядке, который нужен для игры ребёнка.
Постепенно,
поощряемый родителями, ребёнок привыкнет сам следить за игрушками. Если
родители интересуются его делами, ребёнок расскажет, во что и как играл
сегодня, как собирается играть завтра. Здесь удобно напомнить ему, что
интересного видел он сегодня, спросить, что больше всего понравилось на
прогулке, поддержать намерение развить игру.
Иногда
стоит проверить, все ли игрушки нужны для игр ребёнка, может быть, некоторые из
них давно не участвуют в игре. Тогда их можно спрятать на время, освободив
место для самых нужных, любимых, быть
может, и для новых.
Уборку
(конечно, несложную и доступную) в своём уголке должен делать сам. Для этого у
него должны всегда храниться в определённом месте некоторые «орудия труда»:
щётка для пола, тряпочка для вытирания пыли со стола, полок, шкафчика, для
протирания игрушек.
Иногда
вместе с ребёнком можно устроить и «генеральную» уборку: перемыть с мылом все
моющиеся игрушки, почистить щёткой плюшевых зверей, постирать кукольное бельё,
а заодно и тряпочку для вытирания пыли. Заново расставить все игрушки на полках
или уложить их в ящик.
Хорошо,
если родители иногда включаются в игру не только самых маленьких ребят, но и
старшего дошкольного и даже школьного возраста, показывают, как интересна им
игра сына или дочери, такие совместные игры содействуют установлению большего
взаимопонимания, дружеских отношений, доверия.
Хорошо
организованная игра – это хорошо организованный досуг ребёнка. При умелом
подборе игрушек и систематическом руководстве играми детей, он никогда не будет
бродить с унылой физиономией за родителями и хныкать: «А что мне делать? Мне
скучно!». Он сам найдёт себе умное и интересное дело.
Правильное
хранение игрушек – это залог их длительной жизни. Ни от чего так не портятся
игрушки, как от неправильного хранения, когда после игры их сваливают в кучу
или, в лучшем случае, в ящик.
Чтобы
заинтересовать ребёнка, уборку игрушек легко можно превратить в продолжение
игры или подготовку к новым играм.
Однако
многие игрушки не вечны, они могут сломаться и при самом бережном к ним
отношении. Не следует выбрасывать игрушку, если есть возможность её починить. И
эту работу обязательно нужно делать вместе с ребёнком. Конечно, вначале малыш
сможет выполнить лишь самую простую работу, например, намазать клеем бумагу,
подержать гвоздь, инструмент. Но, чем старше ребёнок, тем значительнее его
участие в этом полезном деле. Если такая забота об игрушках будет для ребёнка
постоянной обязанностью, это явится хорошей школой трудолюбия, аккуратности.
Ремонтируя
игрушки, ребёнок усваивает много полезных навыков, получает знания о работе с
материалами и инструментами, узнаёт, из каких материалов сделаны предметы,
каковы свойства каждого из этих материалов, возможности их обработки, какие
инструменты, клей и краски нужны для того, чтобы восстановить прежний вид
игрушки, а затем и любого предмета. Привычка к порядку в игрушечном хозяйстве
поможет развить аккуратность ребёнка, обязательно повлияет на общее отношение к
порядку, на последующее обращение с книгами, школьными принадлежностями.
Игры
и игрушки – не личное дело ребёнка, а общее дело семьи, где старшие учат
младших, младшие помогают старшим, где все живут общими интересами.
Это
также и дело большой общественной важности, так как игры имеют огромное
значение в формировании личности ребёнка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий