Консультации для родителей
Влияние родительских установок на развитие детей.
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика
состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое –
сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное
значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом.
Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно
понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские
установки.
Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся
личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не
способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит
осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку,
оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут
отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и
эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они
случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с
раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз
возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни
ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной
установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая
положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например,
контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха,
ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет
действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности
(рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть
родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию
личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не
обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие
ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически
сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок,
охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым
адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в
себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее
часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те
последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь
выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих
родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем
жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы,
оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было
очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке
веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
|
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
|
|
Сказав так:
|
подумайте о последствиях
|
и вовремя исправьтесь
|
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не
будет…".
|
Замкнутость, отчуждённость, угодливость,
безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.
|
"Будь собой, у каждого в жизни будут
друзья!".
|
"Горе ты моё!"
|
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к
окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
|
"Счастье ты моё, радость моя!"
|
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"
|
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность,
глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное
эмоциональное напряжение.
|
"Поплачь, будет легче…".
|
"Вот дурашка, всё готов раздать…".
|
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в
общении со сверстниками, эгоизм.
|
"Молодец, что делишься с другими!".
|
"Не твоего ума дело!".
|
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие
своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.
|
"А ты как думаешь?".
|
"Ты совсем, как твой папа (мама)…".
|
Трудности в общении с родителями, идентификация с
родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения
родителя
|
"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у
нас умница!".
|
"Ничего не умеешь делать, неумейка!".
|
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи,
задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к
достижению.
|
"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
|
"Не кричи так, оглохнешь!"
|
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное
напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
|
"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".
|
"Неряха, грязнуля!".
|
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и
своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.
|
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и
аккуратен!"
|
"Противная
девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все
мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).
|
Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в
межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
|
"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на
другого".
|
"Ты
плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".
|
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества,
нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или
"уход" от родителей.
|
"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
|
"Жизнь
очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"
|
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе,
неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям,
подозрительность, пессимизм.
|
"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет
хорошо!".
|
"Уйди с глаз моих, встань в угол!"
|
Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход"
от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
|
"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
|
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и
будешь то-о-ол-стая!".
|
Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение,
низкая самооценка, неприятие себя.
|
"Давай немного оставим папе (маме) ит.д."
|
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"
|
Трудности в общении, подозрительность, завышенная
самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
|
"На свете много добрых людей, готовых тебе
помочь…".
|
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой
некрасивый!".
|
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в
общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность
в своих силах и возможностях.
|
"Как ты мне нравишься!".
|
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у
старших!".
|
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность,
боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого
мнения, тревожность.
|
"Смелее, ты всё можешь сам!".
|
"Всегда ты не вовремя подожди…".
|
Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность,
ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное
психоэмоциональное напряжение.
|
"Давай, я тебе помогу!"
|
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай
сдачу!".
|
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие
поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками,
ощущение вседозволенности.
|
"Держи себя в руках, уважай людей!".
|
Естественно, список установок может быть значительно больше.
Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень
полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может
"всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное
благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
- Я
сейчас занят(а)…
- Посмотри,
что ты натворил!!!
- Как
всегда неправильно!
- Когда
же ты научишься!
- Сколько
раз тебе можно повторять!
- Ты
сведёшь меня с ума!
- Что
бы ты без меня делал!
- Вечно
ты во всё лезешь!
- Уйди
от меня!
- Встань
в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в
подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок
отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
- Ты
самый любимый!
- Ты
очень многое можешь!
- Что
бы мы без тебя делали?!
- Иди
ко мне!
- Садись
с нами…!
- Я
помогу тебе…
- Я
радуюсь твоим успехам!
- Что
бы не случилось, наш дом – наша крепость.
- Расскажи
мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать
здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе
не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам
ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на
асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены
огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть
активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей
зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и
догадываться!
Комментариев нет:
Отправить комментарий